В киевской галерее Brucie Collections открылась выставка Элли Дэйвис – фотохудожницы, получившей первое место на престижном парижском конкурсе фотографии PX3 Paris Photo Prize 2010.
Пейзажи Элли – мир сказочных фантазий, в которые худоница приглашает зрителя последовать за ней. Дремучий лес, жуткое и странное ощущение, которое порой возникает у каждого наедине с природой, но которое мы часто игнорируем, страшась потерять ощущение здесь-и-сейчас реальности. Иррациональность Элли Дэйвис наводит на мысль о романтическом восприятии ландшафта. Однако ее «романтизм» не наивен, это путешествие в глубину себя, сложное и опасное. А мистика, которой веет от фотографий, неочевидна, рассеяна. Фотографии балансируют на той грани, где ленд-арт доходит до пантеизма. Есть в ней то самое фрейдовское unheimlich, и в то же время безпроигрышный символизм гармонии и единства. Специально для журнала ART UKRAINE мы задали Элли Дэйвис несколько вопросов.
- На фотографиях перед нами предстает не простой лес, а фантазматический. Лес, рожденный воображением художницы, или, возможно, какой-то внутренний лес каждого из нас. Вы сфотографировали реальность или сконструировали?
- Мне кажется, это что-то среднее между реальностью и фантазией. На мою работу достаточно сильно повлияла мифология и сказки. Это «нереальная» интерпретация ландшафта. И это очень персональная интерпретация. В некотором смысле понимание ландшафта приходит к нам из социального окруженияи представляется нам уже в прописанном виде. Я пытаюсь вынести что-то из пейзажа, но я взаимодействую с пейзажем внутри него. Я привношу себя в него, так, что получается как бы личная интеракция.
- В работах серии «Следуй за мной» в лесу появляются цветные дорожки, словно бы оставленные просыпаными крошками из кармана ребенка, отправляемого в лес. Ясно, что это не просто отображение леса, а более тесное взаимодействие. Может это ленд-арт?
- Я, безусловно, осознаю ленд-арт. Это важная часть истории искусства, чтобы не иметь ее в виду, работая с пейзажем. Но я вижу свою работу не как ленд-арт. Потому что мне кажется, ленд-арт – это маскулинный процесс. Ленд-арт – это часто геометрические формы, совершенство. Моя ж работа абсолютно женственна…
- Лес, который манит непонятно куда, – это путешествие в глубины подсознания? Какую роль в вашем творчестве занимает психоанализ?
- Психоанализ много говорит о страхе, и если кто-то имеет такой опыт при взаимодействии с моими работами – это интересно, потому что я не перестаю думать о психоанализе. В смысле того, что наш язык структурирован как бессознательное и все, что мы знаем о себе, структурировано… Обращений к психоанализу немало по всей истории, я действительно думаю о бессознательном до какой-то степени. Но моя работа не является иллюстрацией этого подхода. Я хочу говорить о том чувстве, которое появляется внутри пейзажа, а не анализировать мое ментальное состояние.
- Так что же – быть там внутри пейзажа связано со страхом? Некоторые фотографии пронизаны совершенно иррациональной жутью.
- Понимание пейзажа, включая социальный контекст, происходит безусловно через мифологию, которая включает мотив страха. Существует множество сказок о страшном дремучем лесе и о чем-то вроде спасения из него. Когда я делаю свою работу, я полностью одна в лесу. Я осознаю это и наслаждаюсь самим пребыванием там. Но это не страх, это какое-то раскрытие возможностей, появление новых идей, вдохновение… Я надеюсь, там есть еще что-то, кроме страха.
- Эти фотографии выходят за пределы классического понимания фотографии, как удачно схваченного момента. Они как-будто больше, чем фотография. Где-то рядом с проявлением внутреннего мира художника на полотне. Но в то же время: это просто пейзаж, зафиксированный на фотопленке. Что для вас фотография?
- Для меня это очень медитативный процесс. Потому что я начинаю с того, что много думаю над тем, что хочу создать. Это бывает долго, я прихожу куда-то, делаю заметки, зарисовки, пока идея не кристаллизуется внутри меня. Потом наступает время сделать фотографию, это самый волнующий момент. Это кульминация всего. Я люблю творческий процесс. Это очень захватывающее чувство – когда делаешь работу. Так что для меня фотография – это прежде всего потрясающее чувство, наслаждение.
Благодарим Анну Ландихову и Art Ukraine